Изобретение относится к конструктивным элементам систем трубопроводов, используемых в специальном автотранспорте, в частности в стационарных и мобильных установках пожаротушения для шарнирного соединения патрубков лафетного ствола, в строительном автотранспорте и дорожной спецтехнике для шарнирного соединения цистерн с патрубками рукавов для пропуска различных сред. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств, позволяющих предупреждать и уменьшать удельные давления, повысить стойкость к радиальным и осевым нагрузкам, осуществить блокировку пропускной способности различных сред, кроме того, возможность сварки элементов конструкции неплавящимся электродом в аргоновой среде без использования присадочного материала. Для достижения указанного технического результата в каждом из трех вариантов в проходном опорно-поворотном узле корпус выполнен цельным, на одном из торцов цапфы проходной и вала полого поворотного по внутреннему диаметру выполнены бурты, между цапфой проходной и валом полым поворотным установлена проставка, выполненная из антифрикционного материала. Каждый проходной опорно-поворотный узел может быть оснащен механической передачей, элементами которой могут быть зубчатые колеса, или червяка и червячное колесо. Кроме того, один из торцов цапфы проходной и вала полого поворотного может быть выполнен из 1/2 диска. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 10 ил.